Интеллектуальный форум Сила мысли

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Интеллектуальный форум Сила мысли » статьи и эссе » Время в «Вопросах философии».


Время в «Вопросах философии».

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Современное понимание времени представлено в статье «Проблема интерпретации понятия времени в некоторых концепциях современной физики». И.А. Карпенко. Вопросы философии №9 за 2016.

Хотя речь идет о физике, в статье не определена фундаментальная наука,  качественной определенностью которой является время. Судя по выводам, это могут быть как математика, так и физика - таково следствие неопределенности понятия времени.

Однозначная определенность времени дана Ньютоном. «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью» [Ньютон 1989, 30].

В этом определении Ньютоном, во-первых, определена наука, в которой представлено время и его процесс – эта наука -  математика. Во-вторых, утверждается, что время есть, что оно самостоятельно, непрерывно  и не зависит от каких-либо внешних влияний.

Фундаментальные науки исследуют процесс бытия, и математика в этом процессе является первой, определяющей бытие качественно. Время является конкретизацией Вечности существования. Если Вечность непосредственна - едина со своим реальным количеством, то время выделено из количественной реальности в своей собственной  форме бытия.

Время есть абсолютное качество бытия, и оно должно быть в этом своем абсолютном состоянии идеально завершенным, т.е. таким, в котором полностью отсутствует количество и всякое движение-изменение. Такое завершенное состояние времени представлено абсолютным качеством единицы, с которой начата не только математика, но и наука в целом.

Обычно время рассматривается не в своем абсолютном качестве, а в процессе изменения – движения, тогда как Вечность существования представляется неподвижной. Но и Вечность, и время в своих абсолютных качествах неподвижны – идеально завершены и не заключают в себе количества, предопределяющего процесс движения от начала к концу. Так в первой диалектической схеме: «начало-середина-конец» или «качество-количество-качество» средняя-количественная часть отсутствует и конец соединен с началом, что и предопределяет неизменность-вечность абсолютного качества.

Абсолютное качество не фиксируется и даже отвергается современной фундаментальной наукой как несуществующее. Признается только относительное качество, соединенное с количеством и зачастую подчиненное ему. Но в статье И.Карпенко поднята проблема противостояния энтропии, которая как раз и требует качественной абсолютности начала.

«Картина, предлагаемая ОТО, не всех устраивает. Причина заключается в наличии так называемой «стрелы времени». Дело в том, что наблюдатели, как бы и куда бы они ни двигались, будут наблюдать одно и то же её направление – из прошлого в будущее (в том смысле, что прошлое отлично от будущего). Хотя законы физики обратимы во времени, в реальности наблюдается необратимость. Порядок переходит в состояние хаоса и очень редко наоборот. Об этом говорит второй закон термодинамики – энтропия всегда растёт».

Абсолютное качество времени и есть то, что способно противостоять энтропии. Абсолютное качество времени представляет необходимость «начальных условий с высокой степенью порядка» Это не количественная-относительная «высота порядка», а качественная-абсолютная завершенность порядка, и только она может соперничать с количественной необходимостью энтропии и не только сопротивляться ей, но и двигать процесс вперед – к идеальности, к освобождению существования от материальной зависимости. Итак, «проблема заключается в том, что признание стрелы времени предполагает выбор начальных условий с высокой степенью порядка. …Такое допущение требует вечного прошлого, так как вероятность гигантских флуктуаций крайне мала, и за 14 миллиардов лет они едва ли могли произойти».

Абсолютное качество времени и есть «вечное прошлое» – этот вечный момент времени, существующий в форме бытия. В абсолютном качестве времени реальное количество несуществования отсутствует, следовательно, отсутствует – полностью преодолена и энтропия.

И.Карпенко далее подчеркивает, что после определения «начальных условий» необходимо объяснить сам направленный процесс времени.  «В случае же выбора особых (упорядоченных) начальных условий после Большого взрыва, необходимо объяснить, откуда взялся первоначальный порядок, задавший направление стрелы времени. …возможно, что время связано с гравитацией и, возможно, производно от неё (в ОТО так и есть). Если это так, то следует прояснить, что же такое гравитация. Рассматривать её в смысле ОТО, как искривление пространства-времени, значит опять исключить время».

Но если процесс времени осуществляется в математике, то и его основания нужно искать не в следующем за математикой физическом состоянии, а в состоянии, предшествующем математике. И только религия представляет это состояние как добытийное, в котором проявляется и действует сама Вечность существования. Это состояние раскрыто в дальневосточных пантеистических религиях. Вечность в них еще соединена с реальностью – непрерывной субстанцией настолько, что в конце концов, подчиняется ей, бесконечно исчезая в нирване и превращаясь в ничто.

Хотя Вечность количественно и осваивает субстанцию, чувствуется, что Ей не хватает сил для преодоления энтропийной необходимости реальности. Но Вечность спасается от исчезновения в нирване качественным скачком – переходом от добытийного состояния к бытию, представленному ближневосточным религиозным процессом. Вечность осваивает-снимает в себе бесконечно развернутую субстанциальную реальность, сворачивает ее, превращая в свою форму бытия. В начале эта свернутость абсолютна, как это представлено единицей – знаком снятой реальности-субстанции в математике, а в религии -  богом времени и судьбы Зурваном. Так, в религии представлен переход от Вечности к времени.

Пока во времени не проявляется реальное количество, время, в котором снято количество, завершено и есть неподвижная, идеально завершенная форма бытия. Но как только в идеальном качестве проявляется количество (а проявляется оно потому, что время возникает единично-случайно-качественно, а не всеобще-необходимо-количественно), у времени появляется и необходимость его освоения, чтобы вернуть свою исходную абсолютность существования. Возникает направленный диалектический процесс от начала к концу – это и есть «стрела времени», возникшая вполне естественно как необходимость самого качества существования, которое таким образом борется с несуществованием внутри себя, осваивает и побеждает его.

В статье И.Карпенко исследуется связь времени с вечностью. «У неоплатоника Прокла (по всей видимости, следующего в своей концепции за Ямвлихом) в комментарии к платоновскому «Тимею» [Proclus 2011] разрабатывается своеобразная диалектика времени и вечности. Время для него – длительность, текучесть, непрерывность. Время есть (как и для Платона) подвижный образ вечности, а вечность – неподвижный образ времени. Время связано с движением, и чтобы оно текло, нужно нечто, что заставляло бы каждое событие двигаться, так как каждое событие нуждается в причине движения. Первопричина же движения – вечность».

Вечность являет себя как первопричина движения, когда в ней проявляется несуществование. Вечность осуществляет эту свою необходимость в диалектическом процессе: «синтез-анализ-синтез». В добытийном состоянии Вечность едина с реальностью. В бытие Вечность противопоставлена реальности в форме времени. В послебытийном состоянии Вечность соединяется с реальностью и снимает ее в богочеловеке.

Карпенко говорит о некоей «граничной поверхности», но эта граничная поверхность, ни что иное как абсолютное качество времени, тогда как всякая поверхность есть уже явление пространства. «Проекция движется, здесь «всё течёт, все меняется», как сказал бы Гераклит, но сама граничная поверхность неизменна (потому что вневременна). Это означает, что время не фундаментально, а является производным от чего-то ещё, что закодировано на удалённой поверхности. Что это может быть, пока не ясно». Так из неистинной посылки получен и неистинный результат - качественная несамостоятельность времени.

По Аристотелю «без пространства нет и времени. Значит ли это, что время производно от пространства, остается не прояснённым. … Плотин не согласен с Аристотелем. Его время (в платоновском духе) производно от вечности».

Качество - первое, безусловное, самостоятельное потому, что оно не нуждается в предварительной причине. Количество – второе, несамостоятельное, причинно обусловленное качественной единичностью-случайностью.

Время первое, пространство второе. Время - абсолютное качество бытия, но на некоторой удаленности от начала в нем проявляется реальность, которая, в конце концов, и оказывается пространством. Пространство противоположно качеству и есть его количество. Сначала пространство представлено чистым количеством и возникает «пространственное представление о единице времени как кванте». Но пространство, прежде всего, непрерывно, поскольку есть проявление добытийной субстанции, продолжающей свою бесконечную-количественную реализацию – возврат в несуществование. Так ньютоновское представление об абсолютном самостоятельном и непрерывном качестве времени конкретизируется наличием в нем количественной составляющей, которая являет себя сначала как непрерывность самой непосредственной формы бытия, а затем – как дискретность.

«Дамаский развивает эти идеи, но он вводит кванты времени [Лосев 2000, 436–439]. Если время состоит из не имеющих длительности моментов настоящего, то не получится сложить из них длительность: сколько ни складывай не имеющих размера частей, всё равно получится ничто. Таким образом, время должно состоять из неделимых отрезков настоящего, имеющих длительность. Иначе говоря, время движется скачками».

«Дискретность и непрерывность. Игнорируя, по примеру Рассела, апории Зенона, можно полагать, что квант времени («хронон») имеет порядок планковской величины».

Но само количество, судя по началу временного процесса, представленного арифметикой, еще не имеет определенности, и проявляется просто как реальная длительность. Это есть  необходимый переход качества времени от его абсолютного неподвижного - завершенного состояния к подвижности диалектического процесса. В первой части диалектического процесса времени осваивается проявившаяся непрерывная реальная субстанция добытийного состояния Вечности.

В математике еще  нет  физического  понятия  «планковской  величины»,  однако взаимоопределение непрерывности и дискретности в ней проявляется, начиная с непосредственности арифметики. «Так как дискретная величина есть количество, то сама ее дискретность непрерывна. Эта непрерывность в дискретном состоит в том, что «одни» суть равное друг другу или, иначе говоря, в том, что у них одна и та же единица. Дискретная величина, есть, следовательно, внеположность многих «одних» как равных, не многие «одни» вообще, а положенные как «многие» некоторой единицы. … в дискретной величине не следует выпускать из виду непрерывность; этим последним моментом, как показано, служит «одно» как единица». (Гегель. Наука логики. В 3т. М.,1970. Т.1.С.274).

Количество в арифметике еще не имеет собственной определенности и есть та же единица, только не качественная, а количественная-множественная. В этом знаковом единстве проявляется единство качества с количеством, их невзаимоопределенность – непосредственность. И пространство в арифметике, следовательно, одномерно. Карпенко упускает это одномерное пространственное начало, и начинает с пространственной двумерности. Он начинает не с арифметического, а с геометрического состояния процесса времени, в котором качество уже сняло в себе количество и стало геометрической точкой.

«Здесь, однако, возникают сразу две трудности. Первая, самая очевидная – это спорное пространственное представление о единице времени как кванте, т.е. чем-то, имеющем фиксированный размер. В этом случае опять же время предстаёт лишь особым измерением пространства, в котором происходит специфическое передвижение. Тогда можно сказать: от точки (события) А до точки (события) В столько-то квантов времени.. … Отсюда возникает другая трудность. Если время квантуется, что означает изменение пространства во времени? Существует ли оно в «промежутках» между квантами времени? В таком случае придётся признать интервалы существования пространства не во времени, что кажется абсурдным, потому что это навязывает принятие ещё одного рода времени, и так далее. Если же в промежутках время не существует, то мир создаётся заново в каждое мгновение. Непрерывность не позволяет избежать этой проблемы – любая делимость ставит вопрос об интервалах».

Это, описанное И.Карпенко, состояние квантов и интервалов между ними относится не к математике, а к физике. Математическое соответствие представлено второй частью процесса времени - геометрией. В геометрической пространственной двумерности нет проблемы величины точек и интервалов между ними.
Геометрическая точка есть плоскость в своей абсолютной качественной завершенности, как полная снятость в ней количества. В бесконечной – количественной пульсации геометрической точки проявляется реальность без каких-либо временных интервалов, поскольку начало процесса здесь соединено с концом. Так проявляется необходимость качества к снятию в себе своего количества. Это стремление превратить внешнюю количественную определенность во внутреннюю определенность геометрической точки есть необходимость превращения интенсивную величины в экстенсивную. Все реальное количество снимается в геометрической точке так, что она, в конце концов, превращается в плоскость и оказывается качественной непрерывностью, противопоставленной своему внутреннему точечному количеству. Предельное геометрическое состояние представлено центрально-симметричным многоугольником, бесконечно осваивающим заключенное в нем множество точек в точке центра в приближении к исходному абсолютному качеству геометрической точки. Происходит определение ее единичности-случайности на уровне всеобщности-необходимости вследствие освоения всей проявившейся реальности несуществования.

Качественный скачок прерывает геометрический процесс снятием всего количества в  пространственной трехмерности – так начинается третья часть математического диалектического процесса – теория множеств. Геометрия завершалась правильным многогранником, и теория множеств также завершается правильным центрально-симметричным многогранником – платоновым телом, которое бесконечно приближается к форме сферы, но осуществляет эту свою необходимость только в качестве фридманской сингулярности.

Фридманская сингулярность есть не только качественное завершение математического процесса, но и начало физического процесса.

О пространстве легче рассуждать, чем о времени из-за пространственной наглядности. Но важнее все же оказывается качество-время, и очень важно понять, как время добивается освоения в себе реального количества. Мы видим, что в арифметике и теории множеств основной определенностью являются закономерности формообразования, а в средней части основной целью времени является определение формы.

«В микромире время проявляет себя только во взаимодействии с макромиром – тогда, когда вмешивается наблюдатель. Значит ли это, что понятие времени осмысленно только в макромире и не имеет смысла в микромире? Такая точка зрения существует довольно давно (см. об этом [Владимиров 2014, 58–61]). Действительно, классические представления о пространстве и времени, вероятно, не имеют смысла на масштабах планковской величины».
Дело в том, что если время в своем непосредственном бытие определено на уровне математики, то во всеобщности органического бытия оно определено на уровне всеобщности в человеческом качестве и есть само сознание. Вечность это убедительно показала, начав проявление и освоение человеческого качества с первобытных временных искусств.

0

2

Понятие Время в физике не определяется.
В основе физики лежит процедура измерения, в процессе которой производится сравнение (сопоставление) измеряемого и чего-то, выбранного за эталон. За эталон темпа хода времени может быть выбран ЛЮБОЙ периодический процесс. На практике важно, чтобы темп хода эталонного процесса менялся не существенно и чтобы внешние условия не влияли на темп хода за время проведения эксперимента.  Точность и стабильность темпа хода часов системы GPS сегодня максимальная из известных, но на их темп влияет гравитационное поле, поэтому их темп приходится корректировать перед выводом часов на земную орбиту. Всё это свидетельствует о том, что справедлива реляционная (сопоставительная) концепция пространства и времени.
  ОТО - это мистика, не имеющая никакого физического содержания. В ней понятиям пространства-времени (ПВ) определения не даётся. Если ПВ - это не физическая среда, то что? И как это что-то не физическое может заставлять планеты двигаться по своим геодезическим? Если же Пространство -это некая физическая среда, то причём здесь Время и чем тогда Пространство отличается от эфира как физической среды?
Короче ОТО и вообще геометродинамика - это блеф с подменой физики математикой, по сути продолжение системы Птолемея. Только вместо описания с помощью плоских кривых - эпициклов используется  математическое кривое многомерное пространство, которое якобы существует в реальности.  Жаль, что философы, в том числе и Карпенко, не хотят или не могут во всём этом разобраться.

Отредактировано Rishi (2016-12-27 12:08:59)

0

3

Rishi написал(а):

ОТО - это мистика, не имеющая никакого физического содержания. В ней понятиям пространства-времени (ПВ) определения не даётся. Если ПВ - это не физическая среда, то что? И как это что-то не физическое может заставлять планеты двигаться по своим геодезическим? Если же Пространство -это некая физическая среда, то причём здесь Время и чем тогда Пространство отличается от эфира как физической среды?

ОТО соединяет математику с физикой, представляя математический процесс как реальность которая является бесконечно реализующимся основанием физического процесса. Математическое основание проявляет себя постоянно, начиная с гравитации и заканчивая черными дырами.

Физики представляют начало процесса мироздания с Большого взрыва, отбрасывая тем самым все, что было до физического состояния. Отбрасывается состояние непосредственного бытия (математика) как несуществующее. Отбрасывается добытийное состояние со своей субстанцией, как оно представлено пантеистическими религиями. Отбрасывается и само абсолютное основание существования – несуществование-ничего.

Отредактировано ODI (2016-12-27 23:35:27)

0

4

ODI написал(а):

Физики представляют начало процесса мироздания с Большого взрыва, отбрасывая тем самым все, что было до физического состояния. Отбрасывается состояние непосредственного бытия (математика) как несуществующее. Отбрасывается добытийное состояние со своей субстанцией, как оно представлено пантеистическими религиями. Отбрасывается и само абсолютное основание существования – несуществование-ничего.

Философия - это хорошо, но когда мы обращаемся к физике, то должны искать причинно-следственные связи и подмена их поиска философскими размышлениями превращает физику в мифологию. Такая мифология лежит в основе теории Большого Взрыва, потому что инфлатонное поле (и вообще вся теория инфляции) не имеет никакого экспериментального основания и наблюдаемое сегодня реликтовое излучение никаким образом не является точным указанием на справедливость гипотезы БВ.

0

5

Rishi написал(а):

Философия - это хорошо, но когда мы обращаемся к физике, то должны искать причинно-следственные связи и подмена их поиска философскими размышлениями превращает физику в мифологию. Такая мифология лежит в основе теории Большого Взрыва, потому что инфлатонное поле (и вообще вся теория инфляции) не имеет никакого экспериментального основания и наблюдаемое сегодня реликтовое излучение никаким образом не является точным указанием на справедливость гипотезы БВ.
0

Самым главным достижением Александра Фридмана можно считать онтологизацию математики, которая до этого считалась только человеческим созданием. Фридман показал, как математический процесс качественно смог перейти-перескочить в физический, а непосредственное бытие - в особенное-органическое бытие. Сама Вселенная из абсолютной-ньютоновской превратилась у Фридмана в "живую", возникшую и расширяющуюся.
"К настоящему времени сделано уже 8 крупных открытий, подтверждающих теорию Большого взрыва как начала возникновения Вселенной. Более того, британские астрофизики Хокинг, Эллис и Пенроуз расширили уравнения общей теории относительности Эйнштейна, включив в них пространство и время. Решение этих уравнений показывает, что пространство и время должны были возникнуть в том же Большом взрыве, который дал начало существованию энергии и материи".

0


Вы здесь » Интеллектуальный форум Сила мысли » статьи и эссе » Время в «Вопросах философии».


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно