Абсолютное качество существования мироздания возникло единично-случайно. Вследствие безусловного возникновения абсолютного качества в нем отсутствует количество, и абсолютное качество есть Вечность существования, у которой конец соединен с началом.
На некоторой удаленности от возникновения абсолютного качества существования в нем проявляется его несуществование. Если бы существование возникло не единично-случайно, а всеобще-необходимо, что принципиально невозможно, то, очевидно, несуществование не проявилось бы в существовании.
Несуществование в существовании оказалось его основанием, реальностью и количеством.
Проявившееся количество разделяет начало и конец абсолютного существования, образуя среднюю часть – так начинается диалектический трехчастный процесс освоения количества. Диалектический процесс мироздания обретает свою исходную схему: «начало-середина-конец» или «качество-количество-качество».
Положительной направленности качественного диалектического процесса существования от начала к концу противопоставлен отрицательный количественный процесс от конца к началу, к возврату и исчезновению существования в несуществовании. Возврат к абсолюту несуществования есть бесконечное определение качественной единичности-случайности количественной всеобщностью-необходимостью. Абсолютная качественная единичность-случайность существования, следовательно, всегда должна сохраняться.
Добытийное - неоформленное бытием состояние Вечности существования представлено самой Вечностью априорно в дальневосточном пантеистическом религиозном процессе. Реальность несуществования здесь есть бесконечно развернутая, еще никак неструктурированная субстанция. Гегель, характеризуя добытийное состояние, неоднократно замечает, что «здесь отсутствует категория бытия» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.513)
Реальность несуществования представлена в пантеизме как нечто непрерывное, бесконечное, никак неструктурированное будь то небо в начале пантеистического процесса или нирвана в его завершении. Реальность начала представлена небом: «Небо китайцев, Тянь, - нечто совершенно пустое». (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.470). Реальность в завершении пантеистического процесса есть нирвана: «Тишина могилы – стихия вечности и святости. В прекращении всякого движения, волнения тела, движения души, в этом уничтожении самого себя и состоит счастье, и если человек достиг этой ступени совершенства, то больше нет изменений, его душе больше не грозят переселения, ибо этот человек тождествен с богом». (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.529)
В пантеизме идеальная Вечность существования осваивает свое реальное несуществование-субстанцию, но в конце концов подчиняется ее количественной необходимости – возврату в несуществование.
Первая часть добытийного состояния Вечности. (Китайская религия меры).
В абсолютном качестве добытийного состояния Вечность существования впервые выделилась из реальности в собственной - божественной определенности вследствие освоения в себе ее необходимости - возврата в несуществование.
Вечность существования активна и взаимодействует с субстанцией, осваивая ее, как это представлено в китайской религии меры.
Само название китайской религии показывает, что здесь возникла знаковая реальность, давшая разумную форму бога. Так представлен и переход от интуитивного - первобытного познания к точному - послепервобытному познанию.
Предельная простота характеризует начало Вечности. Можно только сказать, что она – чистый качественный мажорный смысл. Абсолютное качество вечности – высочайшее начало тайцзи задано единичностью-случайностью китайского императора. Это человек, (количественная) реальность которого снята в (качественной) идеальности существования.
На некоторой удаленности от абсолютного качества проявляется реальное количество, представленное небом-Тянь. Небо оказывается всеобщностью по отношению к предельной определенности - единичности императора.
«Тянь – наивысшее, но не только в духовном, моральном смысле. Оно обозначает совершенно неопределенную, абстрактную всеобщность и есть совершенно неопределенное воплощение физической и моральной связи вообще. Однако правитель на земле – император, а не небо, не небо дало или дает законы, которым следуют люди, божественные законы, законы религии, нравственности. Не Тянь управляет природой, император управляет всем, и только он состоит в связи с Тянь» (Гегель. Философия религии. Т.1. М.,1976. С.469). Вечность существования здесь, следовательно, контролирует и осваивает несуществование.
Такова первая – качественная часть диалектического пантеистического процесса. Хотя единство качественной идеальности императора и количественной реальности неба здесь несомненно, все же их взаимоопределенность проявляются и в том, что само качество-император есть единство идеальности и реальности. Также и реальность неба определена идеально: «Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость» (Мо-цзы). [В.Сидихменов. Страницы прошлого. М., 1987, 8].
Вечность осваивает субстанцию. Законы императора конкретизируют небо, и эта конкретизация проявляется в законах Дао или меры. «Однако главным остается применение этих законов в практической жизни. Пока законы сохраняются и люди выполняют свой долг, все обстоит хорошо» (Гегель. Философия религии. Т.1. М.,1976. С.471).
«Крупнейший знаток китайской философии А.И. Кобзев пришёл к заключению, что «место логики в Китае занимала нумерология, т.е. формализованная теоретическая система, элементами которой являются математические или математико-образные объекты – числовые комплексы и геометрические структуры, связанные, однако, между
собой главным образом не по законам математики, а иначе - символически, ассоциативно, фактуально, эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д.» [Кобзев 2010, 251]. (Дальневосточная духовная традиция как основание культурной сложности Скворцова Е.Л. Вопросы философии.№7 за 2016).
В китайской религии меры взаимоопределение существования с несуществованием представлено как всеобщий закон. «Космические силы графически изображались как две неотделимые половины – белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил. А вместе обе космические силы образуют дао – всеобщий закон Вселенной» (Сидихменов В. Китай. М., 1987. С.7).
Но белые силы все-таки оказываются сильней, во всяком случае в первой части пантеистического процесса, представленного китайской религией меры.
Если Вечность существования определена светлой силой ян, то реальность несуществования представлена темной силой инь. «Таким образом, всё развитие Вселенной рассматривалось древними китайцами как взаимопроникновение двух неотделимых друг от друга противоположных начал (или космических сил): ян – светлого, животворного, положительного (мужского) начала и инь – темного, мертвого, отрицательного (женского) начала» (Сидихменов В. Китай. М., 1987. С.7).
Все есть единство этих начал. Не следует, поэтому рассуждать, что лучше, что хуже…добро и зло – и то и другое необходимо и одно без другого немыслимо, одно переходит в другое. Но, тем не менее, император вместе с небом стремятся воплотить светлое начало ян, решительно выбирая его. Вечность являет свою положительную деятельность в светлом начале ян.
Абсолютное качество Вечности отныне будет возникать постоянно, предваряя каждый диалектический процесс мироздания, так утверждая идеальную однозначность истины и сохраняя направленность развития мироздания – возврат к своей чистой идеальности. Предваряя события, можно наперед сказать, что Вечность достигла этого в идеальном человеческом сознании, ведь «сознание не заключает в себе «ни грана» материи» (Диалектический материализм. М.,!972.С.71).
Вечность, существует в государстве: «Над всем господствует безграничное круглое небо, внизу простирается земля … а в центре нее – Срединное государство, т.е. Китай, который называли еще Поднебесной страной» (Сидихменов В. Китай. М., 1987. С.6).
В переходе от первобытного социума патриархата к послепервобытному социуму-государству моделируется скачок Вечности существования, в котором Вечность выделилась из реальности в собственной идеальной определенности.
Понятие государства как будто полагает выделенность из патриархального общества, соответствующего освоению пространства на уровне всеобщности, завершающего первобытные пространственные искусства. Первобытное состояние проявляется в закономерностях формообразования, в религии колдовства, родовой любви-семейственности и др. Хотя Китай и представляет новое качество, но оно существует и развивается в старом – первобытном состоянии, в предшествующем состоянии неотделенности от реальности. Это состояние представлено Вечностью в завершении первобытных пространственных искусств освоением пространства на уровне всеобщности в закономерностях формообразования в мегалитической архитектуре. (Статья в интернете: «Значимость мегалитических сооружений»).
Вечность существования есть бог. Гегель вслед за Спинозой отождествляет идеальность бога с реальным количеством – субстанцией. Эта грубейшая ошибка мировосприятия. Такое несоответствие истине есть следствие неотделенности существования от несуществования. У Гегеля несуществование как абсолют существует до возникновения существования. Абсолют несуществования возвращает существование в несуществование: «развертывание абсолютного – это его собственное действие и притом такое, которое также начинается с него, как и приходит к нему» (Гегель. Наука логики. Т.2. М., 1971. С.176).
Гегель распространяет свою фатальную для существования мироздания ошибку на все религии: «Во всех высших религиях, особенно в христианской, бог есть абсолютная единая субстанция» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.522)
Но ведь из библейского творения мира ясно, что субстанция – это реальность, противостоящая богу, есть только средство творения, исходно представленное как ничего. Спиноза, отождествивший бога с субстанцией, подчеркнул, что «Томисты также разумели под этим бога, но их порождающая природа была существом (как они это называли) вне всех субстанций» (Спиноза Б. Избранные произведения. В двух томах. М., 1957. С.107).
И конечно «томисты» правы, отделяя качество от количества, а не Спиноза и Гегель, отождествляющие количество-средство с качеством-смыслом и, следовательно, по сути снимающие качество в количестве, уничтожающие качество. Неудивительно, что дьявольское «Мышление, начав таким образом, уже не может остановиться, осуществляет себя, опустошает душу, небо и познающий дух, и тогда религиозное содержание спасается в понятии.» (Гегель. Философия религии. Т.2. М., 1977. С.330).
Китайская религия меры – первая послепервобытная религия, в которой еще сохраняется и проявляется ее первобытное основание – патриархат со всеми его признаками. Вечность существования здесь показывает себя положительно, как осваивающая в себе реальность – субстанцию. Китайская религия меры, поэтому соответствует определению «тезис» в схеме диалектического процесса «тезис-антитезис-синтез». Она соответствует также закону единства и борьбы противоположностей ян – инь.
Процесс прерывается качественным скачком к брахманизму – антитезису по отношению к китайской религии меры. Это значит, что бесконечное-количественное освоение реальности – субстанции в религии меры дошло до своего предельного состояния, которое и дало качественный скачок – снятость количественной реальности в качественной идеальности бога Брахмы. Эта снятость есть выделенность идеальности существования Вечности из реальности несуществования и противопоставление ей в разумной форме снятой субстанции.
Вторая часть добытийного состояния (брахманизм).
Новое качество Вечности – Парабрахма есть особенность китайского непосредственного состояния Вечности. «Парабрахма» («Парабрахман»), «высший Брахман», обозначение абсолюта в Упанишадах».
Пантеистический религиозный процесс диалектический трехчастный, соответствующий схемам: «начало-середина-конец» или «качество-количество-качество». Но теперь схема конкретизируется в определениях частей: «синтез-анализ-синтез» и «тезис-антитезис-синтез». Так брахманизм есть антитезис по отношению к китайской религии меры.
В своем особенном состоянии брахманизма Вечность выделена настолько, что являет свою суть: абсолютное качество - чистая смысловая единичность-случайность - эмоциональность: «индусы приписывают всеединому случайное существование: «образовалось сначала желание, влечение» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.492)
Абсолютное качество Вечности Парабрахма есть чистая идеальность, выделенная из реальности и противопоставленная ей. Если в китайской религии меры качество в определенности императора было соединено с реальностью-человеком, то в брахманизме качество противопоставлено человеку как природному состоянию вообще.
Парабрахма опосредствован с реальностью - Брахмой и определяет его, отрицая себя в нем. Поэтому определение «Парабрахмана находится вне его» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.503)
Вечность существования выделилась из несуществования, в собственной идеальной определенности, и такой качественной определенностью является бог Брахма, в котором снята телесность китайского императора как реальность несуществования и количество вообще. Вечность существования в образе бога Брахмы противопоставлена реальности как единичность множеству. Брахма в своей знаковой (человеческой-разумной) определенности есть особенность по отношению к непосредственности китайского императора, что соответствует второй части диалектического процесса, определенного как антитезис и представлено законом перехода количественных изменений в качественные.
Брахма претендует на качественную самостоятельность. «Брахман – всеобщая душа, в акте творения он сам возникает из себя в виде вздоха, созерцает себя и есть теперь сам для себя» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.488)
Брахма имеет женскую определенность, пассивен и представляет субстанциальную реальность, правда одушевленную. «Брахман - одушевленная субстанция» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.491)
Здесь, в добытийном состоянии, очевидно, впервые возникает то, что затем в биологии проявится как одушевление женского начала, представленное религией анимизма в матриархате – таково особенное состояние диалектического процесса вообще, определенное как количество, антитезис и анализ.
«Из Брахмана проистекает все: … однако наряду с этим обнаруживается, что это всеединое бездеятельно».(490) Кришна говорит о Брахмане: «Брахман – мое лоно, только принимающее» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.490).
Парабрахма активен и определен как мужское начало, через противопоставление Брахме – пассивному женскому началу. Парабрахма отрицает себя в Брахме и так определяет-одушевляет и Брахму и себя через освоение субстанциального количества – реальности.
Бесконечное-количественное освоение реальности в качестве Вечности ведет к упрощению реальности, к снятию всех частных определенностей вплоть до полного ее разрушения, как это представлено необходимостью отупения. «Веды можно читать и совершенно бессмысленно, в полном отупении; само это отупение есть абстрактное единство мышления» (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.492)
«Человек, сделавший себя таким образом длящимся Брахманом,… считается, что такой человек завоевал абсолютное могущество над природой и что он есть это могущество». (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.508)
Вечность, представленная Парабрахмой, стремится полностью снять реальность как количество в своей идеальности и вернуться к своему абсолютному качеству, дав ему абсолютную внешнюю определенность.
Третья часть добытийного состояния (буддизм).
Абсолютное качество буддизма таково, что а нем полностью снята реальность несуществования. Вечность вернулась к своему единству с реальностью и к началу заданному китайской религией меры, определив непосредственность императора на уровне всеобщности б боге Будде. «Человек почитается, и в качестве такового он – бог, который принял индивидуальный образ и позволил себя почитать». (Гегель. Философия религии. Т.1. М., 1976. С.517)
Абсолютное качество буддизма соответствует синтезу третьей части и закону отрицания отрицания.
Но на некоторой удаленности реальность проявляется вследствие того, что переход был качественный единичный-случайный, а не количественный всеобщий-необходимый. Процесс буддизма есть бесконечное-количественное освоение проявившейся субстанции абсолютным качеством - богом Буддой.
И здесь – в определении буддизма Гегель утверждает, что бог есть ничто, т.е. реальность, а не смысл. Рассуждения Гегеля о тождестве качества с количеством таки привели к снятию качества в количестве. Возвеличивание ничто Гегелем соответствует его представлению о ничто как об Абсолютном разуме, Абсолютной идее, которая создает все и все в себе поглощает. «Только ничто обладает истинной самостоятельностью, всякая другая действительность, все особенное не имеет ее. Из ничто произошло все, в ничто все возвращается. Ничто есть единое начало и конец всего». [Гегель 1976 1, 518].
Идеальное абсолютное качество Вечности – бог вынужденно подчиняется реальной количественной необходимости несуществования – нирваны и бесконечно-количественно исчезает в ней.
Подробней тема освещена в интернете:
Существование Вечности до ее оформления в бытии - Форум
wap.communist.borda.ru/?1-19-40-00000054-000-0-0-1373910694
Научный форум "Русского переплета" - Русский переплет
wwwpereplet.ru/Discussion/index.html?p=76&book=sci
Существование Вечности до ее оформления в бытии