«Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным». Экзистенциализм есть философия существования, определенная уникальным бытием человека.

Качественная единичность-случайность возникновения человека в экзистенциализме соответствует безусловному единичному-случайному качественному возникновению мироздания. Качественная единичность-случайность существования, утверждается абсолютной философией. (Абсолютная философия – Форум. wap.communist.borda.ru/?1-19-0-00000113-000...‎)
В абсолютной философии дано наиболее общее определение существования мироздания.

Экзистенциализм выделяет человека из всех остальных проявлений мироздания, но это значит, что выделяется само человеческое качество – сознание. Из всего остального - материального выделено идеальное – человеческое сознание. Это качественная выделенность сознания, в котором полностью снята его реальность-несуществование. Исходное состояние сознания представлено в первобытных временных искусствах как такое, которое впервые проявляется в мелодии. (Первобытные временные искусства - Философия - Новая ...www.newtheory.ru/.../1-pervobitnie-vremennie-iskusstva-t927.html).
Мелодия не требует для выявления души никаких средств и может «звучать» беззвучно  внутри самого человека как первичное осознание и проявление радости существования. По Гегелю «свободным звучанием души в сфере музыки является только мелодия» [Гегель. Эстетика.т.3.М.,1971.С.314].
  В мелодии качественный смысл и средство его проявления едины-нераздельны. Средство здесь – непрерывная субстанция, соответствующая вечно длящейся непрерывности мелодии.
Мелодия и музыка вообще являются первым средством коммуникации, выявляющей человеческое сознание. «Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере частью, на деревьях; только этим и можно объяснить их существование среди крупных хищных зверей. Пищей служили им плоды, орехи, коренья» (Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1974).

В отличие от непосредственного сознания экзистенциализм полагает особенную самостоятельность. Экзистенциальное выделение есть определение сознанием самого себя. Это возможно только если сознание обрело свою собственную форму, выделилось в ней из реальности и может функционировать теперь опосредствованно (самостоятельно, свободно, независимо от обстоятельств выбрав себя как свой собственный абсолют).

Кьеркегор понимает, что одному человеку не спастись. Необходимость второго чувства – половой любви являет себя у Кьеркегора через отчаяние. Эта чистая эмоциональность на самом деле уже содержит в себе потенциальную возможность оформления в коммуникации, поскольку «Я» дано как абсолютное самоотрицание – самоотречение. «Отчаяние приводит человека к выбору себя самого, своего «Я», хотя, отчаиваясь воистину, человек отчаивается … и в самом себе, в своем «Я»: но это «Я» конечная земная величина, тогда как выбираемое им «Я» - абсолют» (Серен Киркегор. Наслаждение и долг. Киев,1994.С.302). «Выбирая абсолют я выбираю отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам; я сам полагаю начало абсолюту … Предмет выбора существует прежде, чем я приступаю к выбору … и в то же время этого предмета не существует, но он начинает существовать с момента выбора» (Там же.С.296). «Выбрав свое «Я», человек открывает,, что это «Я» вмещает в себе бесконечное многообразие … Для того, чтобы решиться выбрать себя самого, нужно обладать мужеством: выбор только по-видимому способствует наибольшему обособлению человеческой личности, на самом же деле благодаря выбору человек еще крепче срастается с корнем, на котором рядом с ним держится и все человечество» (Там же.С.299).

Кьеркегор, таким образом, приходит к выводу о социальности «Я» и его спасении отрицанием своего материального тела в идеальности социума. Принципиально тот же вывод делает и Сартр: «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что выбирая себя, мы выбираем всех людей» (Ж.П.Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М.,1989.С.324).
Путь к спасению лежит в оформлении «Я» через вмещение (включение) в себя других «Я», которые оказываются его внутренней определенностью, тогда как само внешнее «Я» определено как форма, как оформленная экзистенция.

Такая выделенность сознания есть его экзистенция, существующая в созданной сознанием собственной форме бытия. Собственная идеальная форма бытия противопоставлена внешнему реальному бытию как идеальность материальности и как качество (моего уникального «Я»)  всякому реальному количеству. Я ответственен за весь мир, поэтому вбираю его в себя и отрицаю себя в нем, чтобы определить себя. Я отрицаю себя в «Ты» (коммуникация Кьеркегора) и тем самым познаю себя от своей единичности до всеобщности, вбирая в себя все другие внешние мне Я.

Для определения «Я» природа уже проделала часть экзистенциальной работы, выделив мужское идеальное «Я» из женского материального «Я» в результате генетического разделения полов. На человеческом уровне Вечность существования представила этот процесс в матриархате,  выделив женское-материальное начало и как определение этого материального мужским идеальным началом – движением. Вечность существования представила биологический животный процесс выделения «Я» на человеческом уровне в первобытных пространственных искусствах.  (Первобытные пространственные искусства - Философия ...www.newtheory.ru/.../2-pervobitnie-prostranstvennie-iskusstva-t941.html).