Если попытаться представить идеальный смысл человеческого существования, то окажется, что первым условием достижения такого идеального смысла является освобожденность сознания от реальной-материальной зависимости, как это полагала и Вечность в своем эволюционном биологическом самоопределении от эгоизма до всеобщей любви. И тогда смыслом жизни окажется бесконечная любовь ко всему существующему, любование каждым цветком, травинкой, неукротимое стремление познать таинственное, неизведанное чудо природы и воссоздавать это чудо в искусстве, науке и практике – таков идеал богочеловека.
Принципиальное – качественное освобождение от материальной зависимости начато с отрицания частной собственности в соответствующем социуме – коммунизме. Вечность показала абсолютное качество социума – коммунизм в обществе неандертальцев, смоделировав для этого методику своего растительного состояния, определяемого эстетически предчувством красивого, тогда как последующее определение социума на основании животного состояния есть этическое определение, начиная с эгоизма и через половую любовь, завершая родовой любовью. По Конфуцию, “главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование».
Только в социуме происходит освобождение идеального человеческого качества – души от материальности тела.
Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворенной по образу и подобию Бога, то есть имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога[16].
Это выражено в формуле святых отцов: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» Патриарх Кирилл в декабре 2013 года в рамках спецпроекта газеты «Аргументы и факты» «100 главных вопросов России» следующим образом сформулировал свой вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле… Соработничество Богу — вот смысл жизни. В первую очередь это совершенствование самого себя — умственное, духовное, физическое»[24].
Можно ли прожить человеку, не имея смысла жизни? Бессмысленность существования – что может быть страшней такой человеческой ненужности. Надвигающаяся проблема бессмысленности человеческого существования оказывается в значительной степени результатом вытеснения человека умными машинами – роботами, и это убедительно показано К. Воннегутом в его «Утопии 14». В капитализме есть, оказывается, нечто важнее человека – это прибыль. Роботы выполняют необходимую работу быстрее, точнее и они, в конце концов, заменяют человека.
В капитализме гуманистическая проблема высшей значимости человека неразрешима потому, что максимальная выгода от производства является главным условием выживания в конкурентной борьбе. Безработица оказывается необходимым следствием конкуренции, которая подобна жестокому биологическому отбору-выживанию. Капитализм, поэтому является принципиально бесчеловечным.
Для коммунизма важен сам человек. Поэтому в коммунизме изыскиваются другие пути сохранения и возвеличивания человека, прежде всего, через неприятие безработицы, стимулирование эмоциональной духовной деятельности человека, принципиально недоступной для робота. Для этого развиваются искусства, определяющие духовный рост человека даже через противопоставление физиков и лириков и повышение естественного человеческого интеллекта настоятельной необходимостью получения высшего образования.
Но в капитализме и работа вообще не спасает человека от бессмысленности существования. В самой работе есть необходимый момент, утверждающий нужность человека, и этот компонент в капитализме отсутствует так, что сам по себе человек оказывается нужным лишь постольку, поскольку он выполняет свою работу.
«Я была здесь никем, — глотая слезы, повторяла она по дороге домой. — Никем. Ничем. Пустым местом». Вернее, нет. Она была деталью большого механизма по извлечению денег для шефа. И все. Деталь вышла из строя — ну и бог с ней! Найдем другую. А памяти у механизма нет. И каких-либо чувств тоже. И что самое противное, вдруг отчетливо поняла Яна, так будет везде, где бы она ни работала. И не важно, какого уровня должность она будет занимать, и не важно, какие люди будут ее окружать — все равно это механизмы, в которых ты — лишь составная часть». (Быстрова Ирина. «Сюрприз заказывали?» - Стр. 43).
В своем небольшом произведении «Дневник офисного муравья». И. Быстрова подняла серьезнейшую тему человеческого существования – отсутствие жизненного смысла. Речь идет о женском смысле существования, но мужской смысл, очевидно еще проблематичней потому, что не может ограничиваться семьей и детьми.
Никакое материальное или интеллектуальное благополучие не спасает от утраты жизненного смысла в капиталистическом обществе. Стало отчетливо заметно, что карьерный рост и благосостояние отнюдь не гарантируют душевного равновесия. «Мне 22 года, — писал Франклу один американский студент. — У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю бо/льшими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, — какой во всем этом смысл? … Согласно Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании».
Капитализм, исходя из своих мировоззренческих позиций, констатирует, что все есть никуда не ведущий бессмысленный круговорот, что человек есть животное и вообще все есть «суета сует» первозданного хаоса.
И наоборот, человек коммунистического общества чувствует себя счастливым, ведь его жизнь наполнена мечтой-бесконечным вселенским смыслом – устремленностью в будущее, представляемое земным раем. И то, что для этого нужно еще так много сделать не пугает человека, а наоборот, вдохновляет его на новые свершения.
Древние люди учили о воздержании, дающем духовное удовлетворение и сближающее человека с богом, который представляется главным носителем смысла не только отдельного человека, но мира в целом. Эту же роль в философии выполняет абсолютное качество мироздания – сама Вечность существования, непрерывно борющаяся с проявлением в себе реальной количественной негативности.
«Западные индустриальные общества пропагандируют заинтересованность в увеличении благосостояния своих граждан, которое в свою очередь поддерживается необходимостью повышения уровня личных свобод. Во–первых, потому, что свобода сама по себе — благо и ценность, необходимая и присущая любому человеку. Во–вторых, люди, наделенные свободой, способны самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и, таким образом, наращивать общественное благосостояние. Как можно расширить границы личных свобод? Одним из способов является предоставление большего выбора. …Мы все понимаем, чем хорошо такое разнообразие. Но куда интереснее посмотреть на его негативные последствия. Как это ни парадоксально, большое разнообразие парализует процесс принятия решения. Когда выбирать можно из такого количества вариантов, людям обычно труднее остановить свой выбор на чем–то одном. » (Юлина Юлия. «130 дней»).
Рекламируя и стимулируя потребительство, Запад всячески уводит человека от мыслей о смысле жизни, сводя смысл к материальному стимулированию вместо духовного, что ведет к деградации селовечества.
Смысл жизни связан с будущим или с сегодняшним днем? Человек не может жить без смысла, который есть представление желаемого будущего, которое лучше, чем сегодняшнее состояние. Смысл есть избавление от несуществования в себе. Этот смысл бесконечен, поскольку бесконечно несуществование и от него можно избавляться только количественно, т.е. все меньше зависеть от реальности несуществования. От несуществования можно полностью избавиться только в абсолютном качественном начале скачком сняв в себе все несуществование. Но на некоторой удаленности от начала несуществование все равно проявляется, придавая идеальному существованию реальность и способность к проявлению.
Мы видим, что мироздание развивается целеустремленно от низшего-материального к высшему-идеальному, представленному человеческим сознанием. Эта эволюция мироздания от средства к смыслу и есть выявление смысла мироздания и смысла существования вообще. Очевидно, и человек в поисках своего смысла должен двигаться в таком же направлении: от реальности тела к идеальности души, к вечности существования в богочеловеке, и это есть движение вперед в отличие от тех, кто движется в обратном направлении – к несуществованию.
Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла» (Адлер. А. «Наука жить»[7]). «При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни – общие, те, которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к целям и действиям; их единственный смысл – смысл для других».
«Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Когда этот смысл чем-то соприкасается с «Вечным», тогда и смысл жизни становится иным, видится в служении высшему началу, высшему благу и всему живому, и уже не важна форма, в которой это служение проявляется».
А вот отношение к смыслу как у чему-то сугубо индивидуальному, утверждаемое К.Роджерсом: «Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид... только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное свое переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром». Роджерс, К. «Теория личности»[8] У Роджерса смысл жизни ограничен личным миром.
«Наиболее полно тему смысла жизни исследовал австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. Франкл утверждает понимание смысла жизни как категории не всеобщей, а индивидуальной, разительно различающейся не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни индивида. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании – это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности[9]. На проблеме потери смысла жизни, которую сам учёный называл экзистенциальным вакуумом, основана его психиатрическая школа логотерапии».
«Ряд новейших исследований показал: люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, чья цель - получение удовольствий.
«Человек должен дать своей жизни определенный смысл. Но может ли это быть любая цель и любое устремление, лишь бы была «соломинка», за которую можно было бы ухватиться? Можно ли любую цель, любую задачу назвать «смыслом жизни»? Бывает ли смысл жизни «хорошим» или «плохим»?»
Очевидно, плохим смыслом будет устремленность – возврат в несуществование. Для этого существует много способов, в частности война или приспособление к реальной объективной необходимости.
«Философия предлагает более глубокий и более мудрый подход: искать не только знание, а «ключи» к познанию, познавать не только накапливая факты, а в первую очередь ища смысл, принципы или законы, которые отражаются в этих фактах. Когда ты находишь «ключ», раскрывающий смысл любого факта или теории, это означает, что тот же принцип и закон ты можешь найти в других фактах из совершенно разных областей».
«Многие ученые исследовали в наше время довольно распространенную проблему — жизнь без осознанного смысла. Оказывается, отсутствие смысла в жизни человека создает особые проблемные ситуации, а также существенно влияет на внутреннее ощущение и психический склад человека. Итальянский психолог Сальваторе Мадди предлагает назвать эту проблему «экзистенциальным недугом» или «экзистенциальным неврозом». Эту специфическую болезнь Мадди описывает как состояние, в котором в результате отсутствия смысла жизни появляются скука.
Мадди описал три формы «экзистенциального недуга». Крайний случай — когда для человека ничто не имеет смысла. Вторая форма — «нигилизм», стремление агрессивно дискредитировать все, что может претендовать на смысл. Третья форма — «фанатизм»; в его основе — потребность постоянно действовать, чтобы не осталось времени на размышления. Не рискуют заболеть «экзистенциальным недугом» те, кто имеет ярко выраженную индивидуальность».
«Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905—1997), основателя особого направления в психологии — логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.
Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на то, что стали появляться специфические психологические недуги и расстройства, прогрессирующие с особой силой, все они были связаны с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей весьма успешных в карьере и в бизнесе, обладавших большим материальным состоянием. Американские психологи описали «воскресные неврозы», когда после недели напряженной работы успешный менеджер просыпался в выходной в своем благоустроенном доме и ощущал непонятную пустоту, которую не могли заполнить ни жена, ни дети, ни домашние заботы. Такое состояние, многократно повторяясь, в конце концов нередко развивалось в тяжелое психическое расстройство».
Когда ищешь смысл и особенно когда его находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутренне состояние. Психолог назвал его «трагическим оптимизмом». Оптимизмом — поскольку это вера в возможности человека, вера в лучшее в нем. Трагическим — поскольку надо отдавать себе отчет в том, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека».
«Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. … Совесть — это «смысловой орган», «высший судья», она помогает человеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся ценностям».
От минимального-материального смысла к максимальному-духовному смыслу - такой представляется положительная направленность развития человека и человечества.