20 лет назад с безуспешной танковой атаки на Грозный и указа Бориса Ельцина о восстановлении конституционного порядка началась Чеченская война. Она значительно повлияла на изменения внешней и внутренней политики России, взаимоотношения центра и регионов, военное строительство, экономику страны, подводят итоги эксперты.

Запрос на силовиков

Окружение Бориса Ельцина замыслило в 1994 году быструю войну, которая поможет решить проблемы президента с рейтингом, вспоминает политолог Глеб Павловский. Российское население еще летом 1994 года тоже не ожидало от событий в северокавказской республике ничего страшного и радикального, поэтому введение войск, первые неудачи российской армии и жертвы стали настоящим шоком, говорит гендиректор ФОМ Александр Ослон. В 1995 году действия силовиков поддерживали около 20%, россиян, 15-20% говорили о безразличии к происходящим событиям, а подавляющее большинство выступало за мир, приводит он данные опросов того времени.

Именно после этих событий военные активно пошли в политику, а все, кто демонстрировал волю к наведению порядка и восстановлению мира, получали шансы на успех на выборах. С началом войны же взошли звезды генералов: Бориса Громова (в 1995 году прошел в Госдуму, а во время второй чеченской кампании избирался губернатором Московской области), Льва Рохлина (был одним из лидеров предвыборного списка провластной НДР) и Александра Лебедя. Последний занял третье место на президентских выборах, получил пост секретаря Совета безопасности. После подписания Хасавюртовских соглашений (август 1996 года) его рейтинг составил рекордные на тот момент 27%, напоминает Ослон.

После кризиса 1998 года почти все политики, чей рейтинг позволял претендовать на высший пост, были связаны с силовыми структурами. Премьерами последовательно становились вначале экс-директор Службы внешней разведки Евгений Примаков, а затем два бывших директора ФСБ Сергей Степашин и Владимир Путин. Причем Путина «разглядели» после вторжения террористов в Дагестан, взрывов домов в Москве и других городах и его жестких заявлений о борьбе с терроризмом, отмечает Ослон.

«Со времени Чеченской войны Россия стала постоянно жить как бы в условиях чрезвычайного положения, а оно требует и особых мер, и чрезвычайного лидера», – отмечает Павловский. По его мнению события в Чечне привели и к тому, что власти в конце концов взяли под контроль телевидение, в частности НТВ, чей тон в Кремле считали «пораженческим».

От федерации к унифицикации

«Ввод войск в Чечню предопределил унитарную модель развития России», – уверен Павловский. Хотя был и другой путь: Россия могла стать федеративным государством в правовом смысле этого слова, то есть регионы могли получать большую автономию, отмечает он.

После ельцинского «берите суверенитета столько, сколько сумеете проглотить» автономные республики приняли «суверенные» Конституции. К 1992 году многие регионы подписали с Москвой федеративные договора – отказавшись от собственной «суверенности» они получили «всю полноту государственной власти» на территориях (появились выборы своих президентов, республиканское гражданство) за исключением переданных центру полномочий. Татарстану был предоставлен особый статус. В 1996 году по инициативе президента Бориса Ельцина повсеместно вводятся прямые выборы глав регионов.

Усмирив Чечню, Путин взял курс на построение вертикали власти. Началось все с введения федеральных округов, во главе которых встали полпреды президента, вспоминает политолог Михаил Виноградов. Изменен порядок формирования Совета Федерации, в результате чего главы исполнительной и законодательной власти субъектов потеряли право заседать в верхней палате парламента и лишились неприкосновенности. Президент получил право отстранять от должности губернаторов. Начался процесс унификации регионального законодательства по федеральному образцу.

Уже в 2002 году о разрушении Путиным федерализма в России заявила бывшая премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер на встрече с лидером «Союза правых сил» Борисом Немцовым. Как раз тогда регионы лишились права самостоятельно определять тип избирательной системы.

Захват школы в Беслане стал еще одним обоснованием для централизации управления – по инициативе Путина отменялись выборы губернаторов, а президент получил право назначать и увольнять их «в связи с утратой доверия». С 2005 года Москва взялась за укрупнение регионов – в результате прекратили существовать шесть автономных округов.

По инициативе чеченского лидера Рамазна Кадырова федерализм лишился символичного атрибута – высшим должностным лицам регионов запрещено называться президентами (отсрочка сделана для Татарстана и Башкирии).

По инициативе экс-президента Дмитрия Медведева в 2012 г. выборы губернаторов восстановлены, но позже регионы получили право делать исключения - в результате по-прежнему напрямую не выбирают глав большинства кавказских республик, Крыма и Севастополя, в ноябре отменены выборы и в трех северных автономных округах.

Профессионализация армии

По сравнению с 94-м годом сильно изменился подход к комплектованию армии, отмечает член общественного совета при Минобороны Александр Каньшин. После развала советской армии не хватало офицеров на должности командиров низшего звена, вспоминает Каньшин, на фоне огромного числа уклонистов среди солдат срочной службы преобладали дети из неблагополучных семей и малообразованные призывники из сельских районов. Именно во время чеченских кампаний получила широкую поддержку идея контрактной армии, отмечает Каньшин.

Очевидные изменения после двух чеченских войн — переход от призывной армии к контрактной, существенное улучшение материально-технического обеспечения и заметное увеличение денежного довольствия солдат и офицеров, констатирует директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Во время юго-осетинского конфликта стало ясно, что армия извлекла серьезные уроки из чеченских кампаний», — говорит Пухов.

В октябре министр обороны США Чак Хейгел призвал американских военных быть готовыми «иметь дело с современной и боеспособной» армией России. Сегодня, по данным Минобороны, в российской армии служит уже 241 тыс. контрактников. Ими почти на 100% укомлектованы должности сержантского состава, боевые подразделения бригад специального назначения, батальонов ВДВ, морской пехоты, на 90% — должности, связанные с эксплуатацией сложной и дорогостоящей техникой, на 50% — должности технического персонала и водителей. Среднее денежное довольствие военнослужащих российской армии в 2014 году составило более 60 тыс. рублей.

Уже во время боевых действий в Южной Осетии основой тактики сухопутных войск России стало использование батальонных тактических групп — сформированых на базе полка или батальона соединений численностью 450–500 бойцов, укомплектованных собственной артиллерией, бронетехникой, а также солдатами и офицерами разных специальностей: разведчиками, саперами, связистами, корректировщиками и т.д. способных самостоятельно решать тактические задачи.

Расхождения с Западом

Российские власти в ходе кризиса на Украине не редко вспоминают, что во время чеченских кампаний их критиковали жестко и несправедливо, а в отношении украинских властей такой критики не слышно. «Когда мы боролись с международным терроризмом за территориальную целостность, а нам отказывали в этом праве. Чего я только не наслушался!», – вспоминал Путин в интервью ТАСС 23 ноября. В своей валдайской речи в октябре он отметил: «Запад если не поддерживал, то закрывал глаза, а я бы сказал – и поддерживал на самом деле информационно, политически, финансово вторжение международных террористов в Россию, мы этого не забыли».

Первую чеченскую кампанию тогдашний главный партнер России на международной арене – США – предпочитали считать внутренним делом России. Вторую кампанию, также признавая право Москвы на борьбу с террористами, Вашингтон уже не считал исключительно внутренним делом.

«В 1995-м нас неплохо принимали на Западе. Война в Чечне не мешала», – вспоминал Андрей Козырев в интервью Forbes, занимавший до конца 1995 года пост министра иностранных дел. Сменивший его на этом посту Евгений Примаков в 1999 году, за несколько месяцев до начала второй кампании,развернул свой самолет над Атлантическим океаном в знак протеста против начала бомбежек Югославии. По этому жесту принято проводить раздел во внешней политике России между ориентацией на США и началом многовекторности, отмечает член Совета по внешней и оборонной политике Сергей Ознобищев. К этому времени в отношениях было много других раздражителей, одни из главных – расширение НАТО на Восток, напоминает Ознобищев.

В 2000 году действия России уже жестко критиковались европейскими странами и парламентскими институтами. «Мы осуждаем то, что делал Милошевич в Косово и осуждаем то, что Россия делает в Чечне», – говорил министр иностранных дел Великобритании Робин Кук в 2000 г. В том же году Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) впервые приостановила права российской делегации . Второй раз это было сделано в минувшем апреле в ответ на присоединение Крыма. «Сейчас зеркальное отражение чеченской войны мы видим в событиях на Украине, только Россия выступает против тех методов, которые использовала там», – говорит Ознобищев.

Миллиарды на восстановление

«В 1995-1996 годах на восстановлении Чечни можно было заработать состояние: после первой войны в республике бесследно пропали 16 трлн неденоминированных рублей ($2,5 млрд), выделенных на восстановительные работы из федерального бюджета», – писала в 2004 году газета «Коммерсантъ». Неофициальное списание этих сумм прошло во время второй чеченской войны – все построенное на бумаге после первой войны оказалось разрушенным новыми боевыми действиями.

С начала нового восстановления Чечни в 2001 году в республику из различных федеральных источников поступает около 20 млрд руб. (около $300 млн по курсу 2001 года) ежегодно. С этого времени Чеченская республика начала жить в основном за счет федеральной целевой программы (ФЦП) «Восстановление экономики и социальной сферы на 2002 – 2007 годы». По данным Минрегионразвития, этой программе с 2002 по 2006 год в Грозный поступило 30,6 млрд руб. из федерального бюджета.

К концу 2008 года принята новая ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы» общей стоимостью 98,3 млрд руб., а финансовые вливания в эту республику из федерального центра выросли в 3,2 раза.

С 2012 года правительство не стало продлевать специальную программу по Чечне, переведя финансирование финансирование на госпрограмму «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» общей стоимостью для федерального бюджета в 204,7 млрд руб. до 2020 года. Финансирование распределяется по целевому признаку между всеми регионами СКФО. В 20013 году глава Минфина Антон Силуанов, подводя итоги финансовой поддержки СКФО, утверждал, что общий уровень дотационности их бюджетов в 2012 году вырос на 20% против 5% в целом по России.

Из комментариев к происходящему в 2013 году главы Минрегиона Игорь Слюняев следовало, что пять лет действия различных федеральных программ в СКФО, по сути, ничего не дали. Уровень безработицы по-прежнему в два раза превышает средний по России. По данным Минрегиона, дефицит детсадов в СКФО составляет 35%, школами округ обеспечен только наполовину.

«Экономика Чечни не сильно изменилась за время от Дудаева до настоящего момента. Некоторые чиновники любят говорить, что дотации Чечни - это дань народу, пережившему войну. Там огромная бюджетная сфера, очень небольшой частный бизнес, который живет обслуживанием этого бюджетного сектора. Собственных доходов у Чечни практически нет. В 2013 году доля дотаций составляла 67%, а раньше было около 53%», – констатирует старший научный сотрудник института Гайдара Сергей Жаворонков.

Источник:
http://top.rbc.ru/politics/26/11/2014/5 … 6a2105d2cc