Из истории русской парной бани
Владимир Козырев
Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня.
«Русская баня до сих пор считается незаменимым
средством от многих болезней. Во врачебной
науке нет такого лекарства, которое
равнялось бы с силою… бани».
Н.М. Максимович-Амбодик
Из истории русской парной бани. Часть 1
Бани – специально оборудованные помещения, предназначенные для принятия водных и тепловых процедур с профилактической и лечебной целью, в которых также проводятся и гигиенические мероприятия – мытьё тела. Возникнув на заре истории человечества как первый опыт общения первобытного человека с водяным паром, баня нашла широкое применение и закрепилась на протяжении тысячелетий как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.
Возможно, толчком к зарождению идеи парной бани послужили капли дождя, попавшие через протекавшую крышу на раскалённые камни домашнего очага, или даже просто вода, случайно влитая на очаг нашими далёкими предками. Существует мнение, что первое использование пара человеком связано с гейзерами. Без преувеличения можно сказать, что парные бани знали и применяли все народы мира. Подтверждением этому может служить тот факт, что при археологических раскопках довольно часто обнаруживаются следы сооружений, предназначенных для водотепловых процедур. Их внешние формы бывают различными, приспособленными к климатическим условиям и используемому материалу, к традициям и образу жизни людей, однако все эти сооружения имеют примитивные или более усовершенствованные конструкции для получения жара, источником которого служили водяной пар, горячая вода, или раскалённые камни, обливаемые водой. Всё это позволяет утверждать, что эти найденные археологами сооружения являются банями.
О географическом аспекте происхождения бани нет единого мнения. Одни исследователи полагают, что парная баня проделала путь с Востока на Север через славянские племена, другие же утверждают, что никому, кроме народностей финско-угорской группы парная баня не была известна.
По мнению древнегреческого историка Геродота (ок. 484-425 гг. до н.э.) первые бани появились у разных народов одновременно, на стадии родовых и племенных общин. [2] Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар при обливании водой, то происхождение паровой бани можно отнести к каменному веку.
Оздоровительные свойства банного пара были известны многим древним народам в разных частях света. Бани обнаруживаются при археологических раскопках на территории бывших древних государств Востока: Ассирии, Вавилона, Древней Персии, Египта, Индии. В древности на Японских островах и на Американском континенте также пользовались банями. Археологические и литературные источники, дошедшие до наших дней, высказывания античных философов и историков указывают на повсеместное распространение бани в Древней Греции и Древним Риме. Римляне, завоевав половину Западной Европы, повсеместно строили свои бани-термы.
После распада Римской Империи католическое духовенство наложило запрет на пользование банями, отнеся их к учреждениям, якобы нарушающим каноны нравственности и рассматривая культ тела как греховный. Этот запрет привёл к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали эпидемии чумы, холеры и других тяжёлых заболеваний. Только за три года (1347-1350 гг.) эпидемия чумы унесла в Западной Европе [i]25 миллионов жителей. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII – XIX вв. были основательно забыты (Немытая Европа и чистая Русь) и начали возрождаться в большой мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.
Поддай-ка пару!!!
История русской бани уходит в седую древность. Геродот, посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы. [2] Устраивали её следующим образом: устанавливали три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный посреди этой хижины-шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскалённые камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи. Наслаждаясь ею, скифы, по словам Геродота, вопили от удовольствия. От него же мы узнаем о том, что после погребения покойника скифы очищали себя парной баней.
Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали все тело. Через некоторое время этот слой смывался, тело становилось чистым и блестело. [2]
Баня упоминалась в восточнославянских мифах, её почитали даже боги, с ней связывали происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500-565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти. [3]
Баня занимала видное место в жизни и в языческой мифологии восточных славян, что подтверждается в летописном повествовании об усмирении в 1071 году языческого восстания на Белоозере.
Баня у восточных славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли, открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора – банник – нагой старик, весь облепленный листьями от веника. Считалось, что банник может запарить человека до смерти. Когда древние славяне в первый раз шли в новую баню, то брали с собой хлеб и соль, которыми стремились задобрить банника, чтобы он не стращал моющихся, помог сделать чистый пар, избавить от угара. Отголоски этих языческих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный полок, приговаривали: «Крещённый на полок, некрещёный – с полка», а выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье». Эти суеверия ещё раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.
Баня у древних славян появилась во времена культа огня и воды. Её прототипом были жилища, обогреваемые зимой паром, который образовывался при окатывании водой раскалённых камней.
Подтверждая тесную связь восточнославянской паровой бани с языческим культом, исследователи древнего быта восточных славян А. Афанасьев [4] и И. Забелин [5] отмечают, что пламя домашнего очага почиталось восточными славянами как родовое божество, а обиталищем родового божества, его храмом, считалась баня. Однако, в каждом роду баня служила не только для выполнения языческих очистительных обрядов, но и для выполнения лечебно-гигиенических функций.
Подтверждая, в общем, выводы предшествующих исследователей, Е.В. Аничков также отмечает, что в языческой Руси местом культа предков была баня. Поэтому многократно отмечаемые в древнерусских церковных проповедях XI-XIII веков «родопочитанье» и, в частности, языческие жертвоприношения предкам – «…беззаконная трапеза…роду и роженицам» – совершались обычно в бане. [6]
В древнерусской народной языческой медицине, как свидетельствует В. Отамановский, была врачебная специальность, связанная с выполнением лечебных и культовых функций в банях. Наличие в древнерусском языке слов «балий», «обавьник», («обадник»), или «Обаньщик» близки по значению и передают различные смысловые оттенки понятия «волхв» – врач. Необходимо отметить, что балий был «прежде всего лечителем, его медицинские функции были тесно связаны с паровой баней». [7]
Несомненно, большое развитие на развитие бани у предков древних славян оказали древнегреческая и древнеримская культуры. Исследования Н.С. Державина [8] показывают, что со II века до н.э. Рим стал хозяином Балканского полуострова. С этого времени, наряду с обменом изделий римской промышленности на местное сырьё, в придунайские, причерноморские, приднепровские и придонские области проникала римская культура. Как известно, Древний Рим был знаменит хорошо устроенными банями-термами.
Предки восточных славян – анты имели близкие контакты с греческими колониями Северного Причерноморья. [9] Найденные археологами развалины бань и бассейнов в Херсонесе, близь нынешнего Севастополя и в древнегреческих городах-полисах на Керченском полуострове, позволяют говорить о знакомстве антов с банными обычаями древних греков.
Согласно летописным сообщениям X-XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V-VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «Влазня» или просто «баня». Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.
Арабский учёный ибн-Даста, путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн-Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. [10]
В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье». [11]
Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят». [11]
В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения языческого очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти». [11]
В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства.
Никоновский список повествует о том, что в 1019 г. Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание». Врач-монах Киево-Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней. Интересно отметить, что по монастырским уставам больных, находящихся на излечении в монастырской больнице, полагалось мыть в бане два раза в месяц.
Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) – первая русская женщина-врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу».
Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских», относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств. [13]
Согласно некоторым спискам этой легенды, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой-знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е. занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы» князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы», мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел – тело его стало «здраво и гладко». [14]
С приходом христианства на Русь начинается борьба с языческими суевериями и одновременно с народным врачеванием, что отражено в монографии В. Отамановского «Борьба медицины с религией в Древней Руси». [7] Известный историк отечественной медицины М.К. Кузьмин отмечает, что «церковь в ряде случаев вела борьбу с «колдунами», «ведьмами» и «знахарями». [15]
«Сало было, стало мыло»
В своём стремлении доказать дикость и варварство, якобы царившее в Древней Руси, некоторые авторы даже совершенно ясные и понятные места летописей и других источников пытались толковать по-своему. В частности, например, такие слова из Никоновского списка с совершенно понятным смыслом как «банное строение» пытались расшифровать как «крестильная купель». Если ряд русских историков XVIII в., в том числе Татищев, Щербатов, митрополит Платон и другие, в словах из летописи «банное строение» подразумевали народную баню как таковую, то И. Мартос стремился доказать, что речь идёт о крестильной купели. [16] Спор по этому вопросу вёлся долгие годы при участии таких исследователей-историков, как Когановский, Болтин, Зуев и др.
Исследователь древнерусской медицины Н.А. Богоявленский отметил, что изображениями мылен более всего богата житийная литература, например «Повесть о Петре и Февронии». [17] На миниатюрах можно наблюдать, что подогревание воды производилось путём помещения в чан раскалённых камней или горячих железных гирек. Внутри бани показаны шайки, корцы, скамьи. Тело растиралось «грубою» (мицелием древесного гриба», соломой, мочалкой, ветвями можжевельника. Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытиё и частое переменяние платия вшам множиться не даёт» – сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8). «Убрусец» – полотенце – можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI-XVIII веков, а также в миниатюре, изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича (1483). Коротким полотенцем сын умершего утирает себе слезы (лист 371, оборот Шумиловского тома).
На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях с давних времён. С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло», потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались «поташным промыслом» – так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров-мыловаров.
Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав» (1630), так как бани считались медицинским пособием при различных недугах. [18]
Кроме мыла, для мытья тела в бане применялся т.н. щёлок, получаемый из древесной золы. О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная. Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку. В своём исследовании «Физическое воспитание детей у различных народов России» Е.А. Покровский отмечает: «Свою страсть к мытью и парению русские переносят и на детей… их парят и моют часто, и особенно при каждом нездоровии, при каждом крике, при малейшем подозрении на сглаз». [19]
Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты в виде косметических масок: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масла, огурцы, яйца и т. д. и т. п., а также листья, корни, плоды многих растений как в сыром измельчённом виде, так и в виде настоев, отваров и напаров. В бане применялись такие распространённые растения, как ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др.
ссылка на источник: Из истории русской парной бани