Борис Стругацкий:

«Идея составления этого списка принадлежит не мне. Меня попросили, и я, поразмыслив, согласился. С удовольствием!

Друзья — которые не умирают. Друзья — которые никогда не предают. Друзья — которые всегда с тобой. Книги...

Не все подряд. И даже не самые уважаемые. Вовсе не обязательно те, перед которыми склоняешь голову в почтительном поклоне. Но обязательно - самые любимые. Выдержавшие испытание временем. Прошедшие с тобою через все жизненные перипетии и сохранившиеся на полке — теперь уж навсегда, до самого конца, когда не осталось уже времени все их перечитать еще раз. В пятый. В седьмой. В десятый. Предлагаемый список совершенно, если угодно - вызывающе, — субъективен. Никаких глубокомысленных обоснований. Никаких ссылок на историческое значение и роль в мировой культуре. Только — любовь, благодарность, память. И откровенное признание: без этих книг я был бы другим. Более того: без них я был бы хуже. На полках моих стоит еще много замечательных и даже великих, с уважением читанных и даже перечитанных, но нет у меня к ним той нежности, той благодарности — за всю жизнь и на всю жизнь.

И строго говоря, это не есть рекомендательный список. Я никому ничего не рекомендую. Просто я предлагаю вниманию читателей те книги, которые особенно люблю сам. Вообще говоря, я в библиотеке держу только те книги, которые прочитал как минимум дважды (за очень редким исключением). Так вот в списки попали те из них, которые я прочитал — не менее трех раз. Пусть заинтересованный читатель сделает из вышесказанного свои собственные выводы».

СПИСОК БОРИСА СТРУГАЦКОГО

— А. М. Адамович. «Каратели»
— И. Э. Бабель. «Одесские рассказы», «Конармия»
— Г. Я. Бакланов. «Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»
— Б. И. Балтер. «До свидания, мальчики!»
— В. И. Белов. «Привычное дело»
— А. А. Бек. «Волоколамское шоссе», «Новое назначение»
— Г. Бёлль. «Глазами клоуна»
— В. О. Богомолов. «В августе сорок четвертого»
— Ю. В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Двое»
— Р. Брэдбери. «451 по Фаренгейту»
— М. А. Булгаков. «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»
— В. В. Быков. «Мертвым не больно»
— Веркор (Жан Марсель Брюллер). «Люди или животные?»
— Ирвин Во. «Пригоршня праха», «Мерзкая плоть»
— А. М. Володин. «Осенний марафон»
— К. Воннегут. «Колыбель для кошки», «Сирены Титана»
— Кн. Гамсун. «Пан»
— Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка»
— О. Генри. «Короли и капуста», большинство рассказов
— Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»
— Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»
— А. М. Горький. «В людях»
— Д. А. Гранин. «Зубр», «Место для памятника»
— И. Грекова. «На испытаниях», «За проходной», «Дамский мастер»
— Гр. Грин. «Комедианты», «Наш человек в Гаване»
— Дж. Даррелл. «Под пологом пьяного леса», «Путь кенгуренка»
— Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба»
— С. В. Диковский. «Патриоты», «Комендант Птичьего острова»
— Ф. Джексон. «Да поможет мне бог!»
— Д. К. Джером. «Трое в одной лодке», «Как мы писали роман»
— А. Доде. «Тартарен из Тараскона»
— Ю. О. Домбровский. «Хранитель древностей»
— Ф. М. Достоевский. «Игрок», «Бесы»
— В. Д. Дудинцев. «Не хлебом единым»
— А. Дюма. Трилогия о д'Артаньяне
— Ф. Дюрренматт. «Авария», «Визит старой дамы», «Обещание»
— М. М. Зощенко. Рассказы
— В. Д. Иванов. «Русь Великая»
— И. А. Ильф, Е. П. Петров. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
— Ф. А. Искандер. «Ночь и день Чика», «Созвездие Козлотура»
— В. А. Каверин. «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», «Два капитана»
— Л. А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (первое издание)
— Фр. Кафка. «Процесс», «Превращение»
— Б. Келлерман. «Тоннель»
— Р. Дж. Киплинг. «Книга Джунглей»
— У. Коллинз. «Лунный камень»
— Э. Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии», большинство рассказов
— А. Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе», «Сэр Найгель»
— Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле»
— В. В. Конецкий. «Соленый лед»
— М. Крайтон. «Штамм АНДРОМЕДА»
— А. И. Куприн. «Поединок», «Гранатовый браслет», «Суламифь»
— В. А. Курочкин. «На войне как на войне»
— Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч» (первое издание)
— М. Ларни. «Четвертый позвонок», «Госпожа советница»
— М. Лассила. «За спичками»
— Ст. Лем. «Солярис», «Голос неба», «Записки Ийона Тихого»
— М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
— Н. С. Лесков. «Несмертельный Голован», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша»
— Х. Ли. «Убить пересмешника»
— Дж. Лондон. «Майкл, брат Джерри», «Морской волк», рассказы
— Н. Льюис. «Сицилийский специалист»
— Т. Манн. «Записки авантюриста Феликса Круля»
— Г. Г. Маркес. «Осень патриарха»
— Пр. Мериме. «Хроники времен Карла IX», «Локис»
— И. Меттер. «По совести» и другие рассказы
— С. Моэм. «Дождь» и другие рассказы
— В. Д. Набоков. «Лолита»
— В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»
— Нибел Ф., Бейли Ч. «Семь дней в мае»
— П. Ф. Нилин. «Жестокость», «Испытательный срок»
— Дж. Олдридж. «Морской орел», «Не хочу, чтобы он умирал»
— В. В. Орлов. «Альтист Данилов»
— Дж. Оруэлл. «1984»
— Д. О'Хара. «Дело Локвудов», «Свидание в Самарре»
— Э. А. По. «Приключения Артура Гордона Пима», «Черный кот»
— Н. Г. Помяловский. «Очерки бурсы»
— Дж. Пристли. «Затемнение в Грэтли»
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский»
— Фр. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
— Э. М. Ремарк. «Триумфальная арка», «Три товарища», «Черный обелиск»
— А. Н. Рыбаков. «Тяжелый песок»
— Кл. Саймак. «Заповедник гоблинов», «Все живое»
— М. Е. Салтыков-Щедрин. «История города Глупова», «Помпадуры и помпадурши»
— Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»
— Ю. С. Семенов. «Семнадцать мгновений весны»
— Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка», «Домино»
— Ж. Сименон. Практически все романы о Мегрэ
— К. С. Симонов. «Живые и мертвые»
— А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Архипелаг ГУЛАГ»
— Дж. Стейнбек. «Зима тревоги нашей»
— Р. Л. Стивенсон. «Потерпевшие кораблекрушение», «Остров сокровищ»
— Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
— М. Твен. «Том Сойер», «Гек Финн», «Янки при дворе короля Артура»
— А. Н. Толстой. «Детство Никиты», «Похождения Невзорова, или Ибикус», «Эмигранты»
— Л. Н. Толстой. «Хаджи Мурат», «Война и мир»
— Ю. В. Трифонов. «Старик», «Дом на набережной»
— Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», «Подпоручик Киже», «Пушкин»
— Т. Уайлдер. «Мартовские иды», «Теофил Норт»
— Р. П. Уоррен. «Вся королевская рать»
— Г. Уэллс. «Война миров», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка»
— А. А. Фадеев. «Разгром»
— Г. Фаллада. «Волк среди волков»
— Л. Фейхтвангер. «Иудейская война», «Лисы в винограднике»
— Г. Флобер. «Саламбо»
— У. Фолкнер. «Деревушка», «Город», «Особняк»
— М. Фрейн. «Оловянные солдатики»
— М. Фриш. «Homo faber»
— Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол», «Иметь и не иметь», «Фиеста»
— Дж. Хеллер. «Уловка-22»
— К. Чапек. «Война с саламандрами»
— А. П. Чапыгин. «Разин Степан»
— Г. К. Честертон. «Рассказы о патере Брауне»
— А. П. Чехов. Рассказы
— Д. Чивер. «Буллет-Парк», романы о семействе Уопшотов
— Е. Л. Шварц. «Дракон», «Голый король»
— Г. Шерфиг. «Скорпион», «Пропавший чиновник»
— В. Шефнер. «Сестра печали»
— М. В. Шолохов. «Тихий Дон»
— И. Шоу. «Богач, бедняк», «Молодые львы»
— В. Г. Ян. «Чингиз-хан»

Источник: http://philologist.livejournal.com/8..._medium=social